Перед вами "Серебристая чайка" (Zilvermeeuw, с голландского) компании KLM - Fokker F.XX. Непопулярный самолёт, построенный в единственном экземпляре и прошедший путь от надежды KLM до военно транспортника испанских националистов во время Гражданской войны в Испании.
А начиналась эта история весьма оптимистично. Компания KLM постоянно гналась за скоростью и поэтому заказала у N. V. Nederlandsche Vliegtuigenfabriek Fokker проектирование нового самолёта для полётов по своим ост-индийским маршрутам. Так появился он - Fokker F.XX Zilvermeeuw. Самолёт, который сразу же вошёл в историю компании Fokker:
- он был последним деревянным самолётом Fokker
- и одновремено последним трёхмоторным самолётом Fokker
- он стал первым самолётом Fokker с овальным сечением фюзеляжа
- и одновременно первым самолётом Fokker с убирающимся шасси
После ряда испытаний и устранений недостатков, получив регистрационный номер PH-AIZ, самолёт начал свою карьеру в KLM. И карьера эта сразу же не заладилась. Для рекламы нового самолёта компания KLM не придумала ничего лучше, как устроить рождественскую гонку по ост-индийскому маршруту с уже проверенным Pander S-4 Postjager. Провалились оба - и у Pander S-4 Postjager, и у Zilvermeeuw обнаружились проблемы в работе двигателей. В результате в гонке победил подготовленный в срочном порядке Fokker F.XVIII. Это был сильный удар по репутации нового самолёта, от которого Fokker F.XX так и не смог оправиться. Заказов на него не было, к тому же на горизонте уже появился более совершенный DC-2.
Zilvermeeuw полетает на европейских линиях KLM ещё несколько лет, отбелит свою подпорченную репутацию, но так и останется одиночкой. В 1936 году его продадут французу Алену Пилену и присвоят новый номер - F-APEZ. Сей господин был представителем фиктивной авиакомпании Air Tropique, которая на деле являлась прикрытием для агентства по материально-техническому снабжению испанских националистов.В октябре 1936 года самолёт был переправлен в Испанию, где он получил государственную регистрацию EC-45-E и принял участие в Гражданской войне. Закамуфлированный F.XX использовался для перевозки различных грузов (включая золото в слитках и драгоценности) между Испанией и Францией.
В конце своей карьеры "Серебристая чайка" уже мало напоминала себя - один из его двигателей Wright был заменен снятым с истребителя Letov S-231 двигателем Walter Mercury, ещё один мотор был заменен на снятый с истребителя Поликарпов И-16 двигатель Швецов М-25. Самолёт стал тяжёлым в управлении на взлёте и посадке. В последний свой полёт Fokker F.XX вылетел в феврале 1938 года под управлением Эдуардо Сориано и потерпел крушение около Барселоны у аэродрома Прат-де-Ллобрегат.
Поговорим немного о модельной составляющей. К сожалению, моделей для сборки этого красивого самолёта никто не выпускает. Нашлась лишь готовая модель в масштабе 1:72 от фирмы Bel-Air Models по заоблачной цене в 1500 евро:
Поэтому остаётся только скратчбилдить, как сделал это Роб Хаманн, благо он очень подробно описал всё в 44 страничном PDF-документе:
Кто знает, как сложилась бы карьера и история этого, безусловно, красивого аппарата, если бы не неудачная рекламная кампания. Но свой след в истории авиации "Серебрянная чайка" оставила. Напоследок, хочу предложить вам небольшое видео, которое позволит увидеть самолёт в действии.
Спасибо за внимание!
Источники:
Комментариев нет:
Отправить комментарий