понедельник, 25 июля 2016 г.

Первая модель и как собрать ее до конца. В помощь новичкам в моделизме. Часть 1


Это будет большая статья. И страшная. В нескольких частях. Страшная потому, что станет ясен весь масштаб трагедии, которая почему-то относится к категории хобби и называется историко-технический стендовый моделизм или просто – моделизм. Станет понятно, что одного ножа и надфиля будет совсем недостаточно, что нужны краски, растворители, пинцеты, маскировочная лента и еще десятки наименований различных инструментов, химии, приспособлений и прочего. Но тот момент, когда на столе оказывается законченная модель, законченная! – он стоит всего. И времени, и денег и неудач.


Но шутки в сторону. Я не являюсь гуру в моделизме, но кое-что все же знаю и умею и кое-какие награды с выставок в активе имеются. Существует много различных книг, руководств, рекомендаций о том, как собирать модели, как красить, как применять различные техники и прочее. Но я не видел ни одного руководства, которое бы рассказало о том, как построить свою первую модель, как довести работу до конца и не забросить это увлечение. Наверное потому, что никому из авторов не хочется писать, что ваша первая модель будет выглядеть не так, как модели на выставке, не впечатлит аксакалов на модельном форуме и не будет эталоном для других – такое сложно продать, согласитесь. Но, как и в любом другом деле, умение приходит только со временем, нужна практика и трезвая оценка того, что получилось в этот раз, что – нет и над чем надо поработать в следующий раз.

С другой стороны, это все же хобби, и соревноваться с кем-то совершенно не обязательно, главное – получать удовольствие от процесса и результатов. Многие моделисты, достигая определенного уровня на нем и остаются и продолжают собирать свои коллекции – это абсолютно нормально. Но даже в этом случае, модель, как минимум, должна быть аккуратно собрана и покрашена. Собственно, об этом и есть данная статья.

Для не-начинающих в статье будет много банальных вещей, но которые являются совсем не очевидными для начинающих. Я буду пошагово строить несложную модель самолета, стараясь указывая на такие моменты. Я не буду применять какие-то техники тонировки, везеринга (что это вообще такое, а?), смывку, фильтры, масляные точки, использовать дополнения из полиуретановой смолы, фототравления и прочее. Цель – аккуратная сборка (чтобы не было щелей и отпечатков пальцев на клее), аккуратная покраска (чтобы краска не отваливалась от пластика) и декали (без пузырей воздуха). А еще немного копания в истории матчасти – куда ж без него?

Необходимый реквизит

Начнем с самого главного – я подразумеваю, что у вас есть аэрограф. Красить кисточкой можно, и даже есть люди, которые делают это мастерски, но я не знаю как это у них получается и я не буду это описывать. Конечно же, кисточкой все равно надо будет красить, но мелкие детали, а не камуфляж на крыльях и фюзеляже. Кроме того, все более сложные техники покраски и тонировки будут требовать аэрограф. Аэрограф может быть любой – дорогая и прекрасная Iwata, относительно дешевый китаец, мини-комплект аэрограф плюс компрессор (я таким красил, он пригоден для работы чтобы вам ни говорили) или даже мифический Белорус с компрессором от холодильника – нам подойдет.

Из инструмента самыми необходимыми будут: нож (а лучше два), надфили, разнообразная наждачка (зернистостью от P200 до P1500), пинцет. Остальное будет видно по ходу стройки.

Клей и шпаклевка. Есть любители клеить толуолом (я так делал в детстве за неимением ничего другого) и другими народными средствами, но сейчас я предпочитаю клей от какого-нибудь модельного бренда – Revell, Humroll, Tamiya и другие. Форм-фактор по желанию, тут вопрос вкуса и привычки. Шпаклевка так же есть у этих именитых производителей, рекомендую белую Basic Type от Tamiya, ее хватает на годы (почему – будет понятно потом). Настоятельно не рекомендую Plastic Putty от Vallejo – я ее использую, но она очень специфическая и подходит не для всего и очень плохо обрабатывается. Так же в качестве шпаклевки в больших объемах отлично подходят эпоксидные шпаклевки, двухкомпонентные и цианокрилат, он же супер-клей в виде геля. Сам предпочитаю двухкомпонентный Milliput и иногда супер-клей.

Краски. В обсуждении красок на модельных форумах можно провести всю жизнь. Начнем с самого сильного различия – есть нитро-эмали и есть краски на водной или спирто-водной основе – в основном это акрилы, хотя бывают и акриловые нитро-эмали.

Эмали это то, с чего начинался моделизм во второй половине XX века, это легендарный Humbrol и ModelMaster. Обладают прекрасным устойчивым ароматом, который, будучи усилен разбавителем, очень "понравится" вашим домочадцам. Без вытяжки или хорошего сквозняка не рекомендую ими работать. Плюс, жидкость для очистки от них аэрографа будет пахнуть еще сильнее. Несомненные плюсы – высокая стойкость покрытия к механическим повреждениям, дешевизна.

Акрилы это сегодняшний день моделизма. Подавляющее большинство производителей модельной химии производит именно акриловые краски. Акрилы гораздо менее пахучи, менее вредны. На акрилах Vallejo даже есть т.н. Health Label – не токсично. В качестве разбавителей выступают спирто-водные растворы (зачастую изопропиловый спирт) или просто вода. Жидкости для промывки аэрографа обычно на основе нашатыря или минеральных растворителей без запаха. Минусы ровно те, что являются плюсами у эмалей – несколько худшая стойкость покрытия и более высокая цена (на бренды по крайней мере). Рекомендую акрилы Mr.Hobby (Gunze), Tamiya, Vallejo (под кисть это лучший выбор, наверное), АКАН. Многие производители так же выпускают и эмали (как АКАН), так что сморите внимательно, что вы покупаете.

Последнее замечание – не все модельные краски приспособлены для работы через аэрограф, будьте внимательны. Например, акрилы Humbrol явно рассчитаны под кисть – сколько я ни пытался, я не смог добиться от них нормального результата.

Выбор первой модели

Сейчас существует огромный выбор моделей в различных масштабах, ценовых категориях. Наиболее популярными масштабами (по убыванию) для авиации является 1/72, 1/48, 1/32 и 1/144, 1/24. Для БТТ это несомненно 1/35, 1/72, 1/48. Существуют другие, но их доля очень мала.

Другой классификацией является технология производства – литье из пластика (самая распространенная технология), литье из полиуретановых смол, вакуумформование пластика (т.н. "вакушки" были популярны в 90-х в бывшем СССР). Последние две явно выходят за круг интересов начинающего моделиста, так что рассмотрим только модели, отлитые из пластика.

Литье из пластика (применительно к моделям) бывает двух видов – литье под высоким давлением (ЛВД) и под низким (ЛНД). Технология существенно влияет на качество отливок. ЛВД позволяет получить более качественные отливки, но дороже в производстве, потому ЛВД это удел крупных фирм с большими тиражами моделей – Звезда, ICM, Revell, Airfix, Tamiya, Hasegawa, Italery и другие известные фирмы. ЛНД это удел небольших фирм, выпускающих модели малыми тиражами. Качество зачастую хуже, сборка труднее, но зато есть модели редких прототипов – то, что не особо интересно широкому кругу потребителей. И еще такие модели зачастую дороже. Своим ЛНД хорошо известны чешские фирмы RS, AZ, KP, SpecialHobby, Azur и украинские A-Model, Avis, Modelsvit.

Разница в качестве ЛНД (светлый пластик) и ЛВД.
В этой серии мы будем строить модель самолета (будет и БТТ), и я выбрал модель фирмы HobbyBoss в 72 масштабе из серии Easy Assembly, т.е. "Легкая сборка". Достаточно хорошо собираются модели фирмы Звезда серии "Сборка без клея", модели Airfix последних лет (модели других производителей тоже хорошо собираются, просто нет возможности перечислить все).


Почему еще я выбрал именно HobbyBoss, так это потому, что модели этой серии содержат мало деталей и по-сути представляют собой такой крупно-узловой набор по сравнению с наборами других фирм. Отличный вариант для начинающих.

Еще я уверен в том, что в моделизме покраска все же несколько важнее всего остального – я видел много работ, которые были с любовью и усердием дополнены различными деталями, проведено много доработок, но после покраски на фотографиях предстает унылый объект зеленого цвета, который вообще не смотрится и доработки не помогают. С другой стороны, собранная "из коробки", т.е. только из тех деталей, которые были, но хорошо покрашенная модель смотрится и радует глаз.

Так что мы соблюдем баланс между сборкой и покраской, без отдельного упора на что-либо. В следующей части перейдем непосредственно к сборке модели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий